О школе. Часть 2

Продолжаю рассказ про нашу школу.

Начиная с 10 класса дети выбирают предметы. Первый выбор не такой и серьёзный. Предметы разделены на блоки и из каждого блока надо взять один. Есть обязательные: математика, английский и пр.

После 11 класса уже серьёзный и ответственный выбор. Дети оставляют 3, но разрешено увеличить до 4, если хочется вызова. Результаты экзаменов надо будет подавать в ВУЗ. Ученики выбирают предметы в соответствии с требованиями университетов и специальностей, куда они хотели бы поступить через два года.

Очень сильно отличаются подходы к обучению и оцениванию между нашими школами в Минске и Никосии. Первое, что бросается в глаза, – отсутствие текущих оценок. У моих детей не дневники, у них планеры. Там даже нет графы для оценок. В начальной школе результаты в виде уровней: высокий, средний, ниже среднего. В старшей – просто можно убиться, но не понять, как учится твой ребёнок.

Оценивание – существенный минус школы. Это очень сложная и непонятная система. Оценка выводится по совокупности 4-х факторов: участие, организация, работа в классе, сроки выполнения заданий. Естественно, что очень важны контрольные тесты, эссе и прочие работы. Но сама система поставлена так, что не получится поднять руку, хорошо ответить и так до следующего раза. Если ученик не активен постоянно, то результат будет снижен. Это потому, что уроки построены часто в виде дискуссий.

Дальше идёт итоговое оценивание. Есть две оценки: ожидаемая и та, что ребёнок получил. Например, по математике от него ожидали уровень 5В, а он получил 6С, что выше. Но ерунда в том, что это ни о чём не говорит. Только недавно в нашей школе ввели ещё одну графу – среднее по школам. Теперь хоть понятно, где мой ребёнок относительно этих средних цифр. А то, к примеру, 5А может быть очень хорошо по одному предмету, и очень плохо по другому. Или иной вариант:  ребёнку изначально ставят низкую планку (он плохо знает предмет), планку он преодолел, вроде всё хорошо, вот только этот уровень всё равно низкий.

Оценки – это конфиденциальная информация. Их выдают в конверте, и никто не знает, что там у других. Общих собраний класса нет. В младшей школе есть день, когда учитель индивидуально беседует с родителями (записываешься на определённое время). В старшей школе тоже такой день, но родители с ребёнком записываются ко всем учителям и курсируют между ними согласно расписанию. Подкупает то, что учитель говорит, в первую очередь, не со взрослым, а с учеником о его результатах, планах и трудностях. Есть важный нюанс, связанный с менталитетом. У нас принято вываливать проблемы сразу и в лоб. У них – долго хвалить и слегка коснуться проблемы. У меня у нескольких знакомых дети остались на второй год очень неожиданно для родителей. Они до конца не понимали, что самое важное завуалировано в 1% от выданной им информации, что надо было забивать на все дифирамбы и обращать внимание на очень короткую критику.

Английская школа подкупает несколькими вещами. Самое главное: она учитывает интересы и особенности ребёнка. Здесь нет общей программы. Есть деление на продвинутые и стандартные группы. Ребёнок может вообще получать индивидуальные задания по предмету, который ему наиболее удаётся. С изучением языков то же самое: есть группы для носителей языка и не носителей (они тоже делятся на уровни). Второе: детей учат высказывать свою точку зрения, дискутировать, доказывать и писать эссе. Наверное, именно поэтому западные специалисты так умеют себя преподнести и продать.

В старшей школе, начиная с 10 года обучения, класс – исключительно административная единица.  Дети разбиваются на группы, плюс у каждого своё расписание. С некоторыми одноклассниками можно встретиться на уроке всего пару раз в неделю, а в 12-13 классе и вовсе не встречаться.

В школе есть аналоги классных часов. Там говорят о подростковых проблемах: алкоголь, наркотики, буллинг и секс. Может, кому-то не нравится, что со школьниками говорят о сексе, но я это поддерживаю. Их учат не только надевать презерватив, но и объясняют о личных и чужих границах, об ответственности за себя и партнёра. И маленькая ремарка: противозачаточные таблетки в аптеке не купишь без рецепта врача, а аборты запрещены.

Мои дети иногда сетуют на школу и учителей. Но признают, что отношение к ученику тут иное: к нему относятся уважительно. Правда, не обходится и без ложки дёгтя: иногда хромает дисциплина. Тем не менее, на уроках дети открыто высказывают свои позиции по вопросам, могут спорить и доказывать.

Занятия начинаются в первый четверг сентября, а учебный год разделён на триместры. Но каникулы есть осенью, на рождество, неделя в феврале-марте и каникулы на Пасху. Заканчивается учебный год в самом конце июня. После Пасхальных каникул у 11 и 13 классов стартует подготовка к экзаменам и сами экзамены. На учёбу они уже не ходят.

Перед уходом на подготовку к экзаменам тринадцатиклассникам дают здание школы на всю ночь. Начинается действо с аналога нашего последнего звонка. Выпускники делают фильм про себя и свои планы, вставляют в него гэги и делятся смешными историями о школе. Дальше дети уходят в отрыв. Единственное, что просят: ничего не ломать. Иногда у выпускников фантазия богатая и интересная, и что сделано – реально смешно, иногда это мелкое пакостничество. Ну и последние годы ни разу не обошлись без покупки надувной горки и купания в бассейне. А летом, уже после всех экзаменов, выпускной бал.

Ну и в конце просто размещаю ролик о школе. Пусть он будет иллюстрацией к сказанному.

Добавить комментарий